Холопова Ru

Главная
Новости
Научная школа
Книги
Статьи
Др. публикации
Онлайновая библиотека
Фотогалерея
English Pages
Статьи

Статьи, беседы в сборниках, журналах, энциклопедиях, газетах.

На русском языке

  1. Вечер мексиканского балета. // СМ 1957 №10 с.64-66.
  2. Л.М.Кершнер.Народно-песенные истоки мелодики Баха. М.1959. Рецензия. //СМ 1960 №9 с.194-195.
  3. Несколько наблюдений над ритмикой Шостаковича. //Черты стиля Д.Шостаковича. М.Сов. композитор 1962 с.283-308.
  4. Два квартета С.Прокофьева. Предисловие к партитуре. М.Сов. композитор 1963 с.3-5.
  5. Внимание ритму! //См 1964 №7 с.16-21.
  6. Ритм и форма. //СМ 1966 №3 с.26-31.
  7. О ритмической технике и динамических свойствах ритма Стравинского. //Музыка и современность, 4. М. Музыка 1966 с.96-126.
  8. О ритмике Прокофьева. //От Люлли до наших дней. М. Музыка 1967 с.230-255.
  9. На концертах Варшавской осени. //Советский музыкант, газета МГДОЛК 11.10.67 с.3-4.
  10. Весь Прокофьев. //Неделя 17.03.68 с,10.
  11. Обновление палитры. //СМ 1968 №7 с.28-30.
  12. О композиционных принципах Скрипичного концерта А.Берга. // Музыка и современность, 6. М. Музыка 1969 с.343-371.
  13. "Обертоновая" гармония начала ХХ века. //СМ 1971 №10 с.126-131.
  14. О теории Эрно Лендваи ("Введение в мир формы и гармонии Бартока").//Проблемы музыкальной науки, 1. М. Сов. композитор 1972 с.326-357.
  15. Симметрия интервалов в музыке Прокофьева. //СМ 1972 №4 с.100-106.
  16. О системе мелодических приемов завершения формы у Стравинского. //И.Ф.Стравинский. М. Сов. композитор 1973 с.322-346.
  17. Об одном принципе хроматики в музыке ХХ века. //Проблемы музыкальной науки, 2. М. Сов. композитор 1973 с. 331-344.
  18. Alla breve. //Муз. энциклопедия, т.1.М.1973. Столб. 106.
  19. Амфибрахий. // Муз. энциклопедия, т.1. М.1973. Столб. 139.
  20. Анапест. //Муз. энциклопедия, т.1. М.1973. Столб. 145-146.
  21. Арабеска. //Муз. энциклопедия, т.1. М.1973.
  22. Арсис. //Муз.энциклопедия, т.1. М.1973.Столб.227.
  23. Багатель. //Муз. энциклопедия, т.1. М.1973.
  24. Гемиола. // Музыкальная энциклопедия, т.1. М.1973.Столб.950.
  25. Генеральная пауза. //Муз.энциклопедия,т.1.М.1973.Столб.962.
  26. Губайдулина С.А.//Муз. энциклопедия, т.2. М.1974.Столб.94-95.
  27. Денисов Э.В. //Муз. энциклопедия, т.2. М.1974. Столб.199-200.
  28. Доля.//Муз. энциклопедия, т.2. М.1974. Столб.282.
  29. О природе неквадратности. //О музыке. Проблемы анализа. М. Сов. композитор 1974 с.73-106.
  30. Формообразующая роль ритма в музыкальном произведении. // Ритм, пространство, время в литературе и искусстве. Л. Наука 1974 с.229-238.
  31. Драматургия и музыкальные формы в кантате С.Губайдулиной "Ночь в Мемфисе".//Музыка и современность,8. М.Музыка 1974 с.109-130.
  32. Вновь об обертоновой гармонии (из истории вопроса). //СМ 1974 №4 с.93-98.
  33. Ломбардский ритм. //Муз. энциклопедия, т.3.М.1976. Столб. 319-320.
  34. Полиметрия. //Муз. энциклопедия, т. 4. М.1978.Столб. 332-333.
  35. Полиритмия.// Муз. энциклопедия, т. 4. М.1978. Столб. 334-336.
  36. Ритм /ХХ в./. //Муз.энциклопедия, т. 4. М.1978.Столб.664-666.
  37. Сильная доля. // Муз. энциклопедия, т. 4.М.1978. Столб. 968.
  38. К вопросу о специфике русского музыкального ритма (Русские музыкальные дактили и пятидольники). //Проблемы музыкального ритма. М.Музыка 1978 с.164-228.
  39. Ритмические прогрессии и серии. Совм. с Б.Спасовым. //Проблемы музыкального ритма. М. Музыка 1978 с.261-293.
  40. О прототипах функций музыкальной формы. // Проблемы музыкальной науки,4. М.Сов. композитор 1979 с. 4-22.
  41. О линеарно-мелодическом мышлении композиторов ХХ века. // Критика и музыкознание, 2. Л. Музыка 1980 с.23-35.
  42. Слабая доля. //Муз. энциклопедия, т.5. М.1981.Столб.78.
  43. Сложные такты. //Муз.энциклопедия, т.5. М.1981.Столб.93.
  44. Смешанные такты.//Муз. энциклопедия, т.5. М.1981.Столб. 111-112.
  45. Шнитке А.Г. //Муз. энциклопедия, т. 6. М.1982. Столб. 360.
  46. Медушевский В.В. // Муз. энциклопедия, т.6. М.1982. Столб. 873.
  47. Типы новаторства в музыкальном языке русских советских композиторов среднего поколения. // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.Сов. композитор 1982 с. 158-205.
  48. Альфред Гарриевич Шнитке. //Композиторы Российской Федерации, вып. 2. М. Сов. композитор 1982 с.254-287.
  49. Музыкальные формы классического балета.// Музыка и хореография современного балета, 4. М.Музыка 1982 с.57-72.
  50. О тематизме Веберна. //Проблемы истории австро-немецкой музыки. /ГМПИ им.Гнесиных, вып 70. М. 1983 с.86-104.
  51. Встреча с А. Шнитке. //Сов. музыкант, газета МГДОЛК 1983 30 нояб. С. 4.
  52. Антон Веберн. Совм.с Ю.Н.Холоповым. //Музыка ХХ века,Ч.II,кн.4.М. Музыка 1984 с. 445-466.
  53. София Губайдулина. //Музыка в СССР 1985 №2 с.86-88.
  54. "Классицистский комплекс" творчества И.Ф.Стравинского в контексте русской музыки.// И.Ф.Стравинский. М.Сов. композитор 1985, с. 40-68.
  55. Современные аспекты асафьевской теории интонации.//Б.В.Асафьев и советская музыкальная культура. М.Сов. композитор 1986 с.132-138.
  56. Эхо Эхо-сонаты.// СМ 1986 №10, с. 22-26.
  57. Музыкознание в перспективе гуманитаризации высшего образования.//Современные тенденции в организации высшего музыкального образования. /ГМПИ им. Гнесиных, вып. 93. М.1987 с.20-29.
  58. Звучащая пластика Сергея Прокофьева.// Сов.балет 1987 №1, с.23-27.
  59. Но и любовь - мелодия. // Сов. балет 1987 №3, с. 62-63.
  60. Музыка для всех. //Вестник высшей школы 1988 №9, с. 80-82.
  61. Мир музыки Софии Губайдулиной. //Муз. жизнь 1988 №4, с.8-9.
  62. По мотивам трилогии "Хождение по мукам".// Сов. балет 1988 №4.
  63. Музыка ищет публику, публика ищет музыку. // Муз. жизнь 1988 №6 с.0-1.
  64. Концерт - это общение. // Муз. жизнь 1988 №4, с. 11.
  65. В начале был ритм. // Сов. балет 1988 №1, с. 27-29.
  66. Слово о новаторе /о С.Губайдулиной/. //Сов. культура 1988 25 авг.с.5.
  67. Р.Щедрин. "Музыкальное приношение". Статья к грампластинке. /"Мелодия" 1988.
  68. Извечная ценность музыки. Беседа с Р.Щедриным. //Правда 1988 16 сент.,с.4.
  69. Что делать? //Российская музыкальная газета 1988 №1.
  70. "Кармен, тебя я обожаю". Беседа с Р. Щедриным. // Сов. балет 1989 №5, с. 8-10.
  71. Философская "камерата" Сергея Слонимского. //СМ 1989 №10 с.22-25.
  72. Р.Щедрин. "Запечатленный ангел", "Стихира". Статья к грампластинке. /"Мелодия" 1989.
  73. Памяти жертв фашизма. /о "Реквиеме" В.Артемова/. //Муз. жизнь 1989 №7, с. 8.
  74. Губайдулина С.А. //Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М. Музыка 1990 с.132-134.
  75. Дух дышит, где хочет…С композитором А.Г.Шнитке беседует профессор Московской консерватории В.Н.Холопова. //Наше наследие 1990 №3, с.42-46..//Альфред Шнитке. Статьи, интервью. Воспоминания о композиторе. Сост. А.Ю.Хржановский. М., Arcadia. Издатель М.Я.Троянкер, 2014.
  76. "Жертвоприношение" Софии Губайдулиной.//Муз. жизнь 1990 №11 с.14.
  77. Музыка спасет мир./о фестивале С.Губайдулиной в Свердловске/. //СМ 1990 №9 с.46-54.
  78. Берг А. //Творческие портреты композиторов. М. Музыка 1990 с.46-48.
  79. Тищенко Б.И. //Творческие портреты композиторов.М. Музыка 1990 с.353-354.
  80. Шнитке А.Г. //Творческие портреты композиторов. М. Музыка 1990 с.403-405.
  81. Специфика стиля С.Губайдулиной и ее Третий квартет.//поэтика музыкальной композиции. / ГМПИ им. Гнесиных, вып. 113. М.1990 с.32-50.
  82. Новые берега ритмики Мусоргского. //М.П.Мусоргский и музыка ХХ века. М. Музыка 1990 с.93-109.
  83. Исследования по музыкальной ритмике в СССР.//СМ 1990 №5,С.52-57.
  84. Alla breve.//МЭС М.1990 с. 26.
  85. Веберн А.//МЭС М.1990 с.97-98.
  86. Гемиола. //МЭС М.1990 с.130.
  87. Генеральная пауза. //МЭС М.1990 с.132.
  88. Губайдулина С.А.//МЭС М.1990 с.154.
  89. Денисов Э.В. //МЭС М. 1990 с.168.
  90. Доля. //МЭС М. 1990 с.179.
  91. Ломбардский ритм. // МЭС М.1990 с.311.
  92. Медушевский В.В.//МЭС М.1990 с.332.
  93. Полиметрия. //МЭС М.1990 с.430.
  94. Полиритмия.//МЭС М.1990 с.430.
  95. Сильная доля. //МЭС М.1990 с.497.
  96. Слабая доля. //МЭС М.1990 с.504.
  97. Шнитке А.Г. // МЭС М.1990 с.640.
  98. С.Губайдулина. "Семь слов". Статья к грампластинке. /"Мелодия" 1991.
  99. "Всякое время сильнее людей…". Беседа В.Холоповой с А.Шнитке.//Рress-Центр 1991 №2, с.5.
  100. Кармен посягала на их невинность. Беседа В.Холоповой с Р.Щедриным. //Press-Центр 1991 №4,с.6-7.
  101. Мажор и минор консерватории. //Сов. культура 1991 8 июня, с.10.
  102. Консерваторские курьезы.//Московский комсомолец 1991 3 октября, с.
  103. Николай Бердяев и София Губайдулина: в той же части Вселенной.//СМ 1991 №10 с.11-15.
  104. ,,Settembre musica,,.Юбилейный фестиваль Софии Губайдулиной в Турине. //Муз. обозрение 1991 №22-29.
  105. Зрительный ряд в музыке.// Пространство и время в музыке./ГМПИ им. Гнесиных, вып. 121. М.1992 с.13-25.
  106. София Губайдулина и Николай Бердяев.//Культура, художник, общество. М.1992 с.88-98.
  107. О перспективах балетоведческого образования музыковедов.//Материалы Первой Всероссийской конференции по балетоведению./МГК им.П.И.Чайковского. М. Печатник 1992 с.5-7.
  108. Период и простые формы в танцевальной музыке.Совм. с Н.В.Бойцовой./по ошибке типографии указана только фамилия Н.В.Бойцовой/.//Материалы Первой Всероссийской конференции по балетоведению./МГК им.П.И.Чайковского. М. Печатник 1992 с.118-128.
  109. "Атлантский вздох души…" //Муз. жизнь 1992 №4 с.8.
  110. Романс в костюмах. //Муз. обозрение 1992 №13-14
  111. Большой концерт Московской консерватории.//Российский музыкант /МГК им.П.И.Чайковского 1992 6 мая
  112. Культура в отсутствие спроса.// Российский музыкант /МГК им. П.И.Чайковского. 1992 3 января
  113. Отечественный музыкальный авангард в контексте мирового искусства ХХвека.//Муз. обозрение 1992 7 апреля
  114. Альфред Шнитке и мир Томаса Манна. Беседа с композитором и комментарий В.Холоповой. //Муз.жизнь 1992 №11-12 с.11.
  115. Стравинский в тексте музыки эпохи.//Муз. академия 1992 №4 с. 178-181.
  116. О ритмике столпового знаменного распева./Тезисы.//Музыкальная культура средневековья, вып.2. М.1992 с.57-58.
  117. Бытие рока и парадоксы музыки в кино. А.Шнитке отвечает на вопросы В.Холоповой.//Муз. жизнь 1993 №1 с.6-7.
  118. Авангард и традиции.Шнитке и Губайдулина в китайском интерьере. //Муз. жизнь 1993 №17-18 с.25-26.
  119. Китай сегодня.//Российский музыкант /МГК им.П.И.Чайковского. 1993 №7 октябрь с.3.
  120. Открытия в Пекине и Шанхае. //Муз. обозрение 1993 №15-16
  121. Типология эмоций в музыке. //Художественный тип человека. М.Московская консерватория 1994 с.66-85.
  122. Типология музыкальных форм второй половины ХХ века (50-80-е годы). // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза. /РАМ им. Гнесиных и Ростовская консерватория, вып, 132. М.1994 с.46-69.
  123. 75-летие Рязанского музыкального училища.//Муз. обозрение 1994 №5 май с.9.
  124. Ассамблея музыкантов-педагогов Южного Урала "Искусство и человек".//Муз. обозрение 1994 октябрь
  125. Борис Тищенко: рельефы спонтанности на фоне рационализма. //Музыка из бывшего СССР, вып. 1.М.Композитор 1994 с.56-71.
  126. Импульсы новаторства и культурный синтез в творчестве Сергея Слонимского.//Музыка из бывшего СССР,вып. 1. М.Композитор 1994 с.41-55.
  127. Лабиринты творчества Романа Леденева. //Музыка из бывшего СССР,вып. 1. М.Композитор 1994 с.139-154.
  128. Секреты московской школы в "чистой музыке" Владислава Шутя.//Музыка из бывшего СССР, вып. 1. М. Композитор 1994 с. 208-221.
  129. Успех С.Губайдулиной и ее друзей в Петербурге. //Российский музыкант /МГК им. П.И.Чайковского. 1994 №2-4 май с.3.
  130. Большая музыка всегда человечна.//Музыкальная жизнь 1994 №8 с.8-9.
  131. В честь Альфреда Шнитке. //Муз. жизнь 1994 №11-12 с.0-3.
  132. Ритмика Э.В.Денисова.//Музыка Эдисона Денисова. М.МГК им.П.И.Чайковского 1995 с.24-38.
  133. Kremerata musica 1995.//Муз. обозрение 1995 №7-8
  134. Локенхауз: Кремер -Губайдулина - Суслин. //Муз. жизнь 1995 №9 с.45-46.
  135. Суперсимфония Губайдулиной, Пярта, Сильвестрова, режиссированная Кремером. //Муз.академия 1995 №3 с.30-35.
  136. К теории стиля в музыке: нерешенное, решаемое, неразрешимое. //Муз. академия 1995 №3 с.165-168.
  137. Водопад новизны из Владивостока. //Балет 1995 №1-2 с.27-29.
  138. Слушая Альфреда Шнитке сегодня. //Муз. академия. 1995 №2 с.28-32.
  139. Он был нетрадиционным музыковедом. /об А.В.Михайлове/. //Муз. академия 1996 №1 с. 131-132.
  140. Виктор Суслин: отрытие шансов, пропущенных прогрессом. //Музыка из бывшего СССР, вып. 2. М.Композитор 1996 с. 229-254.
  141. "Проблемы музыкального фольклора и композиторского творчества", рецензия на рукопись Н.Ф.Тифтикиди. //Н.Ф.Тифтикиди. Музыкант. Педагог. Ученый. М.1996 с. 34-36.
  142. Цицерон и Бетховен. // Контекст-1994,1995.М. Наследие 1996 с.323-337.
  143. "Параметр экспрессии" в творчестве С.Губайдулиной./Тезисы. //Музыкальная культура в преддверии ХХI века.Ереван 1997 с.28-29.
  144. Три драмы солнечного Прокофьева /под назв.Атака мамонтов на африканском плато/. //Стас /Москва/. 1997 №1 с.28-29.
  145. Тростник мудрости ./о Софии Губайдулиной/. // Стас/ Москва/. 1997 №1 с.23-25.
  146. Танцуемый Босх. Размышления по поводу.//Балет 1997 июнь с.6.
  147. Икон. Индекс. Символ. // Муз. академия 1997 №4 с.159-162.
  148. Музыка как добро: о природе музыкальных эмоций./Тезисы. //Творческая педагогика накануне нового века, ч.1. М.1997.
  149. Лев Анатольевич Ладыгин /некролог.//Российский музыкант /МГК им. П.И.Чайковского.1997 №4 с.4.
  150. Высшие принципы искусства./тезисы. //Международная научно-общественная конференция, посв. 50-летию памяти Н.К.Рериха. Одесса 1997 с.20.
  151. Высшие принципы искусства.//Творческое наследие Н.К.Рериха - бесценный дар человечеству. Тематический сборник по материалам конференции. Одесса 1997 с.51-52.
  152. О психологизации теоретических учений о музыке. //Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методологии. Научно-практическая конференция 25-29 октября 1994. /М.РАМ им. Гнесиных .1997 с. 41-49( 1 изд).
  153. //Трансформацiя музичноi освiти: культура та сучаснiсть. 1 ч. Одеса Астропринт 1998 с. 32-36 /2-е изд.,на украинском яз./.
  154. Ритмические новации. // Русская музыка и ХХ век. М. ГИИ Министертва культуры РФ. 1997 с.553-588.
  155. Исповедь доктора Фауста. Беседа С.Бирюкова с В.Холоповой.//Труд 1998 19 июня с.17.
  156. Неизвестный Щедрин. // Муз. академия 1998 №2 с. 9-15.
  157. София Губайдулина и превращение времени. // Муз. обозрение 10 /178/ окт. 1998 с. 18.
  158. Отклики. Критика. Мнения./Об электронной музыке на "Московской осени -97"/.// Муз. академия 1998 №3-4 с. 51.
  159. Преподавал ли Веберн в Московской консерватории или размышления на пути из Шанхая в Париж. Беседа с Н. Власовой. //Муз. академия 1998 №3-4 с. 8-13.
  160. Свет Веберна в современной русской музыке.//"И свет во тьме светит"/ О музыке Антона Веберна 1945-1995./ Научные труды МГК им. Чайковского. М. 1998 с.74-96.
  161. Композитор София Губайдулина. //Газ. Искусство, приложение к газете Первое сентября, 1999 янв. №3 (123) с.2-3.
  162. Новые учебные курсы - по музыкальному содержанию.//Художественное образование и воспитание. Владивосток 1999 с.25-34.
  163. Единение творческих сил консерватории.// Российский музыкант./МГК им.П.И.Чайковского №2/1196/ 1999 с. 1-2.
  164. Такая музыка звучала… // Вечерняя Москва 23 апреля 1999 № 76/22653/ с.4.
  165. За роялем - сама история. //Neues Leben /Москва/ 14 мая 1999 №9 с.7.
  166. Время и вневремя. О творческом процессе Софии Губайдулиной. // Процессы музыкального творчества, вып. 3. /РАМ им. Гнесиных , №155. М.1999 с.99-113.
  167. Приветствие участникам Международной пушкинской конференции. //А.С.Пушкин.Эпоха. Культура. Творчество. Ч.1. Владивосток Изд. Дальневосточного университета 1999 с.6-7.
  168. Теория музыкального содержания - наука ХХ1 века. //Музыкально-теоретическое образование на рубеже ХХ-ХХ1 вв./Московский гос. университет культуры и искусств. М. 1999 с. 12-19.
  169. Шнитке. Продолжение исповеди. //Труд 3 августа 1999 с. 4. Совм. с С. Бирюковым
  170. Параметр экспрессии в музыкальном языке Софии Губайдулиной.// Музыка ХХ века. Московский форум./ МГК им. Чайковского вып. 25. М. 1999 с.153-160.
  171. София Губайдулина и восточный авангард: моменты корреляции. //Музыка ХХ века. Московский форум./ МГК им. Чайковского вып. 25. М. 1999 с. 160 -165.
  172. Духовная стойкость музыкантов. Беседа с ректором Московской консерватории. //Муз. академия 1999 №3 с.32-37.
  173. Музыкальное содержание - новый учебный курс.//Газ. Искусство, приложение к газете Первое сентября 1999 №37 /157/, окт. с.5.
  174. Акцентный ритм. //Музычны слоунiк. Беларуска-рускi. Музыкальный словарь. Русско-белорусский. Мiнск. Беларуская навука 1999 с.272 , на белорус. и рус. яз.
  175. Альтернативная форма.//Там же, с.273.
  176. Брахея моносемос. // Там же, с.289.
  177. Дактилический род. //Там же, с.313.
  178. Двенадцатиступенная форма. // Там же, с.313.
  179. Диагональная фактура. Диагональный тематизм /диагонально расположенный тематизм/. // Там же, с. 318, 534.
  180. Многоплановая ритмическая регулярность. // Там же, с.387.
  181. Многоплановый метр. //Там же, с.387.
  182. Модус ритмический. //Там же, с.389.
  183. Мономерность. //Там же, с.390, 543.
  184. Мора. //Там же, с.391.
  185. Параметр экспрессии.//Там же, с.414.
  186. Сверхмногогосие.//Там же, с.439.
  187. Силлабический канон /или тоночислительный канон/. //Там же, с.443.
  188. Титульный метр. //Там же, с.463.
  189. Тоночислительность, музыкальная силлабичность. //Там же, с.464-465.
  190. Характеристический голос, характеристический пласт. // Там же, с.486.
  191. Эмоциональная форма. //Там же, с.506.
  192. Предисловие к книге: Е.Н.Дулова. Балетный жанр как музыкальный феномен. Минск Издательство "Четыре четверти" 1999, с. 4-5.
  193. Шнитке-философ /к 65-летию композитора/. Фрагмент беседы 1989 г. //Российский музыкант №1 /1198/ 2000 г. с.1.
  194. "Волшебство певучей скрипки" //Муз. академия 1999 №4 с.1-9.
  195. Новое направление в музыкальной педагогике - курсы по музыкальному содержанию. //Вести. Ассоциация "Образовательных учреждений искусств". М.1999 №7 с.32-36.
  196. Предмет "Музыкальное содержание" на разных ступенях музыкального образования.//Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Научно-практическая конференция 29-30 октября 1996. /М. РАМ им. Гнесиных. М.1999 с.33-42.
  197. Шнитке. //Корневище ОА. Книга неклассической эстетики. /Институт философии РАН. М.1999 с.227-231.
  198. Ветер новизны /рец. на книгу: Е.Дубинец. Знаки звуков. Киев 1999/. //Муз. акад. 2000 №2 с.127-130.
  199. Парадокс "Лолиты". // Муз. жизнь 2000 №3 с. 32-33.
  200. Как грустны наши неохватные пространства. РНО открыл сезон.//Культура. 14.09.2000 с.9.
  201. Четвертитоновая система у Виктора Суслина как преодоление герметизма двенадцатитоновости.//Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. Материалы научно-практической конференции 27-29 октября 1998 года. /М. РАМ им. Гнесиных М.2000 с.39-45.
  202. Предновогодний спич Владимира Спивакова. Он дал концерт с Российским национальным оркестром. //Новые известия 30.12.2000 с.7.
  203. Год Спивакова. //Московские новости 22-28.05.2001 с.27.
  204. Параметр экспрессии - новое измерение музыкального языка. //Музыкальная фактура ./РАМ им. Гнесиных, вып. 146. М.2001, с. 100-111.
  205. Музыкальное содержание: зов культуры - наука - педагогика. //Муз. акад. 2001 №2 с.34-41.
  206. Музыкальное содержание: наука и педагогика. Предисловие составителя к сборнику статей. Москва-Уфа РИЦ УГИИ 2002 с.3-7.
  207. Музыкант-новатор. Концерт Фридриха Липса. //Народник, инф. бюлл. 2001 №1 с.15-16.
  208. Год Спивакова. //Моск. новости 22-28.05.2001 с.27.
  209. София Губайдулина в творческом общении с миром. //Казань 2001 №8 с.38-43.
  210. Общение Софии Губайдулиной с Западом и Востоком. //Восток-Запад: диалоги в Армении (на русс. и англ. яз). Ереван 2001 с.74-76.
  211. Малеру - Моцартово. Владимир Спиваков приглашает. //Независимая газ. 25.09.2001 с.8.
  212. Буклет Международного фестиваля музыки Софии Губайдулиной. Казань 2001.
  213. Концепция творчества Софии Губайдулиной.//Муз. академия 2001 №4 с.12-19.
  214. Письмо проф. В.Н.Холоповой в ответ на анкету "Дети рисуют музыку". //Казань 2000 №6 с.83.
  215. Борец со статистикой "Виртуозы" Владимира Спивакова закрыли сезон.//Общая газета 26.06 - 04.07.2001 №26.
  216. Пассакалия c-moll И.С.Баха в нимбе евангельского сюжета //Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. Сост. А.М.Меркулов. Научные труды Московской гос. консерватории им. П.И.Чайковского. Сб.32. М.,2001. С.64-77.
  217. Музыка во спасение. Концерт РНО под управлением В.Спивакова.//Версты 06.06.02 с.7.
  218. Время перейти к делу. //Культура. Искусство, Образование. Инф. журнал Министерства культуры РФ. 2002 №3 с.53-56.
  219. Сколько глаз у музыкознания? Беседа с А. Амраховой. //Musiqi Dunyasi 2002 №3-4 с.86-91.
  220. Язык музыкальный и словесный: их системное сопоставление. //Слово и музыка. МГК им. П.И.Чайковского, сб. 36.М.2002 с.43-51.
  221. Три стороны музыкального содержания.//Музыкальное содержание: наука и педагогика. Москва-Уфа 2002, с.55- 76.Интернет-публикация; //Philarmonica. International Music Journal. 2014. #2, на рус. яз. с.261-271, на англ. яз . The Three Sides of Musical Content c.238-250.
  222. Эскиз о Сергее Михайловиче Слонимском. //Сергей Слонимский. Фестиваль музыки. К 70-летию со дня рождения. СПб. Композитор 2002 с.22-25.
  223. О понятии «музыка» //Музыкальное содержание: наука и педагогика. Астрахань: ГУП ИТК «Волга», 2002. С.3-12.
  224. Большое видится на расстоянии.//Вольные мысли. К юбилею Сергея Слонимского. СПб. Композитор 2003 с.109-114.
  225. Праздник, который всегда с тобой. Фестиваль к 70-летию Родиона Константиновича Щедрина. //Муз акад. 2003 №1 с.70-77.
  226. "Лолита" - опера Родиона Щедрина.//Антология оперного творчества московских композиторов (вторая половина ХХ века). Вып.1. М. Композитор 2003 с.263-271.
  227. "Эмоциональная форма" у Чайковского. Опыт постановки проблемы.//П.И.Чайковский. Альманах. Забытое и новое. Вып.2. М.2003 с.81-92.
  228. Дверь в будущее Дома Музыки открыта. //Алфавит 03.10.2003.
  229. Китайский авангард: от Сан Туна до Тан Дуна. //М.Е.Тараканов: Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. М. СПб. Алетейя 2003 с.243-251.
  230. Общий теоретический взгляд на музыкальные эмоции. //Наука и художественное образование. Красноярск 2003 с.95-105.
  231. Берг Альбан.//Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. М.РОССПЭН 2003 с.82-83.
  232. Губайдулина София Асгатовна.//Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. М.РОССПЭН 2003 с.140-141.
  233. Шнитке Альфред Гарриевич.//Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. М.РОССПЭН 2003 с.499-501.
  234. Щедрин Родион Константинович.//Кто есть кто в современном мире. Вып.5. М.Международный объединенный биографический центр 2003 с.244-269; //Кто есть кто в современной культуре. Вып. 1. М Международный объединенный биографический центр 2006 с.262 - 287.
  235. Губайдулина София Асгатовна.//Кто есть кто в современном мире. Вып.5. М.Международный объединенный биографический центр. 2003. с.403-405.
  236. Об Анне Васильевне Рудневой.//Фестиваль, посвященный 100-летию со дня рожденья А.В.Рудневой. М.2003 с14.
  237. Понятие "музыка". //Муз. акад. 2003 №4 с.1-18. //В.Холопова, Л.Канарис, Е.Маркова, С.Таранец. Неоевропоцентризм: музыкальная культура на рубеже тысячелетий. Кн.1.Одесса, Астропринт. 2006 с.6-57.
  238. Интерпретация знаков Ч.Пирса в теории музыкального содержания. //Семантика музыкального языка. М.2004 с.25-30.
  239. Культура всего народа, освещенная судьбой одного человека /на чуваш.яз./. //Газета Хыпар /Чебоксары/ 2004, 14 мая с.2.
  240. О творческом процессе музыковеда. //Процессы музыкального творчества. Вып. 7. РАМ им. Гнесиных, сб. трудов №165. М.2004, с. 192-211.
  241. Праздник обретения друзей. //Газета Играем с начала. №6 (10), июнь 2004 с.2-3.
  242. Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова: 10 лет.//Играем с начала. 2004 №7-8 (11-12) Июль-август с.4-5.
  243. В начале было сердце. Феномен Владимира Спивакова. //Муз. академия 2004 №2 с.115-122.
  244. Владимир Спиваков: человек в культуре. //Российская музыкальная газета 2004 №7-8 с.14.
  245. Осенние звезды Спивакова. //Играем с начала 2004 №11(15) ноябрь с.4. / Сайт MMДM 2004.
  246. Концерт Родиона Щедрина: путь в будущее.//Российская музыкальная газета 2004 №12 с.6
  247. /подпись - Валентина Николаева/.
  248. Симпозиум музыковедов в Шанхае. //Российская музыкальная газета 2004 №12 с.7.
  249. Русско-украинский хоровой концерт эпохи барокко: специфика музыкального языка и композиции.//Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып.2. М.Композитор 2004 с.90-107.
  250. София Губайдулина 1990-х: сплетение духовных нитей.//Музыка России. От Средних веков до современности. Сб.статей. Вып.1. М. Композитор 2004 с.300-324.
  251. Музыка Европы.//Современная Европа.2005 №1 январь - март с.131 - 144.
  252. Такой молодой!../кончина А.Ю.Кудряшова/. //Российский музыкант 2005 №4 (1234) с. 3.
  253. Дирижерское открытие Владимира Спивакова: Девятая симфония Д.Шостаковича.// Сайт ММДМ М.2005.
  254. Теория музыкального содержания в разработке московской школы. //Музыкальное содержание: наука и педагогика. III Всероссийская научно-практическая конференция, 26-29 апреля 2004. Уфа 2005 с.9 -17.
  255. Методология анализа музыкального содержания. //Музыкальное содержание: наука и педагогика. III Всероссийская научно-практическая конференция, 26 - 29 апреля 2004. Уфа -2005 с.73 - 81.
  256. Современная музыка Европы. //Современная Европа. 2005 №2 апрель - июнь с.126 - 138.
  257. Андрей Юрьевич Кудряшов. (Некролог).//Музыкальное обозрение 5.05 (257) с.18.
  258. Не похожа ни на кого. Michael Kurtz. Sofia Gubaidulina. Eine Biografie./Рецензия/ //Литературный европеец. Мосты. Франкфурт-на-Майне 2005 №6
  259. Искусство на полюсе детства.//Играем с начала 2005 №6 (22) июнь с.4-5.
  260. Оксана Тимофеевна Леонтьева (некролог). // Интернет-публикация, 2005.
  261. "Музыка" Софии Губайдулиной: микротоны высотности и величие смысла. //Муз. академия 2005 №2 с.34-40.
  262. У Софии Губайдулиной есть биография. //Музыкальная академия 2005 №2 с.201-205.
  263. Родион Щедрин. /Фольклор и театр/.//История отечественной музыки второй половины ХХ века. СПб, Композитор 2005 с.120-138.
  264. София Губайдулина. /Сакральная символика в жанрах инструментального творчества/.
  265. История отечественной музыки второй половины ХХ века. СПб. Композитор 2005 с.410-428.
  266. Конкретно-тематические и общединамические музыкальные эмоции //С.В.Рахманинов: на переломе столетий. Вып. 2. Харьков 2005 с.32-42.
  267. Музыкальная интерпретация и проблема тождественности произведения самому себе //Композитор и фольклор: взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (19 - 22 октября 2005 года). Воронеж 2005 с.16-19.
  268. Рец. на: М.Г.Кондратьев. Степан Максимов: Время. Творчество. Масштаб личности. Чебоксары 2002. 334 с. //Чувашский гуманитарный вестник 2006 №1 с. 2001-2003.
  269. Об Андрее Юрьевиче Кудряшове (предисловие). //А.Ю.Кудряшов. Теория музыкального содержания. Учебное пособие. СПб. - Москва - Краснодар 2006 с.5-7.
  270. Вселенная музыковеда (мир творчества и мечтаний). Беседа с А.Петровым //Муз. академия 2006 №2 с.53-57.
  271. Шостакович - спаситель поколения //Муз. меридиан, Курган, №9 сентябрь 2006 с.3-4; //Творчество Д.Д.Шостаковича в контексте мирового художественного пространства. Астрахань 2007 с.6-8.
  272. Феномен Софии Губайдулиной //Свободная мысль 2006 №3 с.139-148.
  273. Дирижер Владимир Спиваков в кольце трагедий Рахманинова и Шостаковича //С.Рахманинов: на переломе столетий. Вып.3.Харьков 2006 с.13-26.
  274. Спиваков Владимир Теодорович //Кто есть кто в современной культуре. Вып.1. М.Международный объединенный биографический центр 2006 с.160 - 193.
  275. Приветствие Международному фестивалю и научному симпозиуму 2006 года //С.Рахманинов: на переломе столетий. Вып.3. Харьков 2006 с.3.
  276. Приветствие международной научной конференции "Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития" в Астраханской гос. консерватории. 16-17 ноября 2006 //Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. Ч.1. Астрахань 2006 с.4-5.
  277. О трактовке семиотической триады знаков Ч.С.Пирса в российском музыкознании //Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. Ч.1.Астрахань 2006 с.6-12.
  278. Два типа музыкальных эмоций: конкретно-тематические и общединамические //Семантика музыкального языка. Материалы научной конференции 29-31 марта 2005 года, вып.3. РАМ им. Гнесиных. М., 2006 с. 25-32.
  279. Микеланджело с дирижерской палочкой. Владимир Спиваков - в память о Евгении Светланове //Культура 2007 18-24 января с.13.
  280. Вглубь русской музыки: завод, волшебное озеро и экстаз. Владимир Спиваков, НФОР и Александр Гиндин в январе-феврале 2007 //Сайт ММДМ 28.02.2007.
  281. Шестая Малера у Спивакова: 80 минут трагедии //Сайт ММДМ 24.04.07.
  282. Владимир Спиваков - интерпретатор Арнольда Шенберга //Памяти М.А.Этингера. Сб. научных статей. Вып.2, Астрахань 2007 с.5-9.
  283. "Тихая моя родина!" Константы стиля Романа Леденева //Роман Леденев. Статьи. Материалы. Исследования. М., 2007 с.51-70.
  284. Музыкальные эмоции в эпоху культурной поляризации (ХХ век) //Музыкальное содержание: современная научная интерпретация. Ростов-на-Дону, Издательство Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова, 2006 с.7-21.
  285. Моцарт и Моцарт, Спиваков и Эйфман: в Светлановском зале 2 декабря 2007. В соавт. с А.Груцыновой. Сайт ММДМ 02.12.2007.
  286. Стиль и идея вновь найденного романса С.В.Рахманинова //С.Рахманинов: на переломе столетий. Вып.4. Харьков, 2007 с.5-13.
  287. Подтверждения и опровержения: Щедрин 1990-х //Родион Щедрин. Материалы к творческой биографии. М., 2007 с.270-283.
  288. Родион Щедрин. Буклет Фестиваля к 75-летию композитора. (Перепечатка текста из "Кто есть кто в современной культуре". Вып. 1. М., 2006. С добавлением программ и высказываний). М., 2007. 14 с.
  289. О концепции Шестой симфонии /Прокофьева/ //Сергей Прокофьев: Письма. Воспоминания. Статьи. М.,2007 с.264-270.
  290. Теория музыкального содержания как наука //Проблемы музыкальной науки 2007 №1. С.15-24.
  291. Множественность измерений Альфреда Шнитке //Свободная мысль 2008 №1 с.75-88.
  292. Фактор совершенства. Владимир Спиваков и НФОР 19 марта 2008 года в Светлановском зале //Сайт ММДМ 19.03.08.
  293. Очень известные играют не очень известное. Концерт "Виртуозов Москвы" в Камерном зале Дома музыки //Сайт ММДМ 11.04.08.
  294. "Всенощное бдение" на Красных Холмах. Хор академии хорового искусства под управлением Владимира Спивакова в Светлановском зале // Сайт ММДМ 15.04.08.
  295. Ромео, Джульетта и поручик /ориг. назв. "НФОР держит уровень"/ //Новые известия 16.04.08.
  296. Две жизни Пера Гюнта и триумф рояля. Владимир Спиваков и Александр Гиндин в Светлановском зале. // Сайт ММДМ 29.05.08.
  297. Перспективность центризма: Родион Щедрин //Свободная мысль 2008 №4 с.101 -112.
  298. Непредсказуемость интерпретаций - памяти Давида Ойстраха. Владимир Спиваков и Ион Марин в Светлановаском зале Дома музыки. //Сайт ММДМ 07.10.2008.
  299. Этическая функция звука в академической музыке //Музыка и этика. Сб. материалов научно-практической конференции. М.,2008. С.30-37.
  300. Концерт, освещенный эвдемонией. Большой зал консерватории, дирижер Владимир Спиваков //Сайт ММДМ 01.12.2008.
  301. Молитва о здравии. Концерты к юбилею "Виртуозов Москвы" //Сайт ММДМ 30.12.2008.
  302. Проблемы музыкального содержания в научных трудах Ю.Н.Холопова //Ad musicum. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова. Статьи и воспоминания. М., НИЦ «Московская консерватория», 2008 с.21-32.
  303. Гипноз и колокола под руками Владимира Спивакова //Сайт ММДМ 27.01.09
  304. Теория музыкальных эмоций: опыт разработки проблемы //Муз. академия 2009 №1 с. 12-19. //Музыкальная психология и психотерапия. №5 (20) сент.-окт. 2010 с. 27-55.; //Musiqi Dünyasi. 2012.#3/52. C.89-97.
  305. Постижение содержания – один из путей спасения классической музыки. Материалы 1 международной научно-практической конференции 30 апреля 2009 г., Рязань //Актуальные проблемы современного музыкального образования. Рязань 2009 с.6-9.
  306. Житие Аркаши Счастливцева. /В соавт. с Н.Шантырь/ //Наталья Шантырь. Ни в какие ворота. Литературно-музыкальные опыты и публицистика. М. Композитор 2009 с. 8-31.
  307. София Губайдулина и ее музыка для кото //Гусли 2009 №2 с.6-10.
  308. Научные зарницы Вячеслава Вячеславовича Медушевского //Musiqi d?nyasi 2009 #3-4/41 c. 70-76. //Арсис: Сб. статей и материалов в честь Вячеслава Вячеславовича Медушевского /ред.-сост. А.А.Амрахова. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2021. С.145-165.
  309. Альфред Шнитке – Фауст ХХ века //Российский музыкант 2009 №8 (1273) с.3.
  310. Музыка как истина в духовном поиске Альфреда Шнитке //Музыкальное искусство и наука в ХХ1 веке: история, теория, исполнительство, педагогика. Сб. статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 40-летию Астраханской гос. консерватории. Астрахань 2009 с.5-8.
  311. Романтические странности в абсолютной музыке Шуберта. Соната для фортепиано a-moll op.143 (I часть) //Муз. искусство: история и современность. Сб. науч. статей к 40-летию Астраханской гос. консерватории. Астрахань 2009 с. 16-19.
  312. Специальное и неспециальное содержание Симфонии ор.21 Веберна (II часть) //Муз. искусство: история и современность. Сб. науч. статей к 40-летию Астраханской гос. консерватории. Астрахань 2009 с. 33-38. //Екатерина Александровна Ручьевская. К 90-летию со дня рождения. СПб.,Композитор, 2012. С.35-46.
  313. Музыкальная теория имени Владимира Зака //Владимир Зак. Человек и музыкант. Статьи. Воспоминания. Материалы. Boston – New-York 2009 c.10-20.
  314. Мир интерпретаций Владимира Спивакова //Муз. академия 2009 №3 с.81-88.
  315. Ответственность – это талант /о М.С.Старчеус///Российский музыкант №9 2009 с.4.
  316. Владимир Спиваков – первый интерпретатор произведений Хартмана и Шнитке //Проблемы музыкальной науки 2009 №2 (5) с.164-168.
  317. Красота организованного мелоса в романсах С.В.Рахманинова //С.Рахманінов: на зламі століть. Вип.6. Творчість як рушійна сила культури. Ч.1. Харьків 2009. С.44-56.
  318. Компоненты спатиализации в звуковом конструкте музыкального произведения //Этот многообразный мир музыки…Сб.статей к 80-летию М.Г.Арановского. М.Композитор 2010. С. 114-125.
  319. Камерный Щедрин //Культура 21-27.01.2010 с.10.
  320. Рождественский подарок //Росcийский музыкант 2010 №1 (1275) с.3.
  321. Путь на Север: Владимир Спиваков и Скандинавия //Сайт ММДМ www.mmdm.ru 23.01.2010.
  322. Очарование Гайдна, «Виртуозов» и «Фонда» под управлением Владимира Спивакова //Сайт ММДМ www.mmdm.ru 08.02.2010.
  323. Овации жарче жары. Спиваков, Гиндин и НФОР в Доме музыки //Культура. №25 (7738), 2010.
  324. Владимир Спиваков – интерпретатор симфоний Густава Малера //Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия. М.,Человек, 2010 с.410-416.
  325. Успех //Российский музыкант 2010 №8 (1282) с.3.
  326. Система преподавания теории музыкального содержания в России //Проблемы современного музыкального образования и воспитания. По материалам Международной научно-практической конференции в Московской консерватории. М. Издатель ДОЛЕНКО, 2010 с.65-75.
  327. Этическая функция звука в академической музыке /новая версия статьи/ //Философия общения: философия, психология, социальная коммуникация. Научно-практический журнал.(Украина). 2010 №3. С. 168-172.
  328. Чистый Чайковский //Культура №1, 13-19 янв. 2011 г.
  329. Страждание Морозовой //Российский музыкант 2011 №1 (1284). С.4.
  330. Эстетика и психология музыкальной композиции //Муз. академия. 2011. №1. С.31-38.
  331. «Я могу только удивляться, как велика фантазия у этого композитора!..» Беседу провела О.Бугрова //Играем с начала №10 (92) октябрь 2011. С.5.
  332. Междисциплинарные акценты общей теории музыки //Научный вестник Московской консерватории. 2011 №2. С.42-47.
  333. Все пути ведут в Рим //Российский музыкант 2011 №7(1290) с.2.
  334. Российское ОТМ вошло в Европейскую Федерацию. http://otm.mosconsv.ru. 09.11. 2011.
  335. Софии – с любовью //Российский музыкант 2011 №9 (1292) с.4.
  336. Комплекс духовного содержания в творчестве Софии Губайдулиной //Муз. академия 2011 №4 с.18-24. //Софии – с любовью. Материалы международной конференции. НИЦ «Московская консерватория», М.,2014. С.15-31.
  337. Слово о Софии Губайдулиной //Муз. обозрение 2011 №9 (333) с.3.
  338. Мироощущение российских композиторов в постсоветское время //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011.№12. С.11-14. [РАЕ]; //Критика. Музыкознание. Современные аспекты. СПб., 2012. С.106-114.
  339. Что нового в известном? Абонементный концерт Владимира Спивакова в Большом зале. 22.02.2012. http://nforblog.ru/2012/02/22/chto-novogo-v-izvestnom/; http://www.facebook.com/gukmmdm
  340. «Колокола» под Пасху. Русская программа с Владимиром Спиваковым. http://www.ru/press/pressa2012/pressa15_04_2012.
  341. Опера современных российских композиторов //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. №5. С.21-24.
  342. Сергей Рахманинов и Роман Леденев на фоне традиций русского искусства //С. Рахманинов: на переломе столетий. Вып.7, ч.1.Харьков.2010. С.5-22. /изд.в 2012/.
  343. Плоды свободы: Родион Щедрин 1990-х годов //Звуковая среда современности. Сб. статей памяти М.Е.Тараканова. М., 2012. С.437-451.
  344. Об Ирэне Владимировне Лаврентьевой //Ирэне Владимировне Лаврентьевой – коллеги, друзья, ученики. Статьи, воспоминнания. Науч. тр. Московской гос. консерватории им. П.И.Чайковского. Сб.72. М., 2012. С.182-183.
  345. Как назвать ХХ век в музыке? //Екатерина Александровна Ручьевская .К 90-летию со дня рождения. СПб.,Композитор, 2012. С.26-34.
  346. Лирика и динамика. Николай Луганский, Владимир Спиваков и НФОР в Большом зале. URL: http://vk.com/wall-28950176_144; http://vk.com/wall-4604811_889.
  347. Эмоции и смысл музыки. Проблематика основного зарубежного труда по музыкальным эмоциям: П.Н.Джаслин, Дж.А.Слобода (сост.). Музыка и эмоция. Теория и исследования //Вестник РАМ им. Гнесиных. 2012. №1. URL:vestnikram.ru >issue.php.
  348. Современная российская симфония: высота содержания и размывание жанра //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. №10. С.31-34.
  349. Понятие «русская музыка» и вопрос об адресате музыки у современных российских композиторов //Весці Беларускай дзяржаỹнай акадэміі музыкі. 2012. №21. С.138-142. //От русского Серебряного века к Новому Ренессансу. К 80-летию С.Слонимского. /Сост. Р.Н.Слонимская, Р.Г.Шитикова. СПб., Lennex Corp. Edinburgh, 2014. 594 c.
  350. Медленная страсть любви. Вальтрауд Майер, Владимир Cпиваков и НФОР в Зале им. Чайковского. URL: http://blog.mmdm.ru/2012/11/12/medlennaya-strast-lyubvi/
  351. Категория «музыкальное содержание» в теоретическом наследии Ю.Н.Холопова //Проблемы музыкальной науки. 2012. №2 (11). С.6-11.
  352. НЕ ВЫШЛА: Понятие «интонация» в музыке: происхождение и развитие //Живое слово. Логос – голос – движение – жест. Материалы международной научной конференции. М., 2012. С.427-436.
  353. Брух и Бетховен. Владимир Спиваков, Вадим Глузман и НФОР в зале им. Чайковского. URL: http://blog.mmdm.ru/2013/01/29/bruch-i-betxoven-vladimir-spivakov-vadim-gluzman-i-nfor-v-zale-im-chajkovskogo.
  354. «Виртуозы» играют на нежнейших струнах души Шуберта. http://blog.mmdm.ru/2013/03/27/
  355. Оперный театр Родиона Щедрина //Родион Щедрин «Левша». Мариинский 2. СПб., 2013. С.4-10.
  356. «Искусство интонируемого смысла» в жанровой концепции О.В.Соколова //Олегу Владимировичу Соколову посвящается. Нижний Новгород. Издательство Нижегородской консерватории, 2013. С.10-24.
  357. Восприятие музыки слушателем //Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия. Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 17-18.11.2013). Казань. Изд-во «Отечество», 2013. С.10-21.
  358. Первый конгресс Общества теории музыки [без подписи] //Проблемы муз. науки. 2013. №2 (13). С.149.
  359. Содержательные парадигмы музыкально-исторических эпох (к инновациям в российском музыкальном образовании) //Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО. 2013. №3. М., Прометей, 2013. С.79-92.
  360. Сфера бессознательного в музыкальном общении //Философия общения. 2013 №6. Харків 2013. С.73-81.
  361. Предисловие к кн.: Шао Сяоюн. Хоровое творчество Тьен Фэна. М.,Композитор, 2013. С.8-10.
  362. Выступление на круглом столе «Искусство, масс-медиа, политика» в рамках конференции «Образ: артпрактики и концепции в исторической перспективе» //Научный вестник Московской консерватории. 2013. №4.С.38-40.
  363. В.Спиваков и Н.Римский-Корсаков, НФОР и А.Аглатова. URL: http://www.mmdm.ru/ru/archive/2014 Сайт ММДМ, 11.03.14.
  364. Музыкальное обозрение. 25 лет. //Музыкальное обозрение. 2014. №6, август, с.18.
  365. Владимир Спиваков – памяти Кирилла Кондрашина. URL:http://www.mmdm.ru/ru/press/vladimir-spivakov-pamyati-kirilla-kondrashina Сайт ММДМ, 11.03.14. //Оранда-Новости (Москва), 12.03.14.
  366. Владимир Спиваков - Владимиру Крайневу: всё великолепие концерта. URL: http://www.oreanda.ru/culture/Vladimir_Spivakov-Vladimiru_Kraynevu_vse_velikolepie_kontserta/article818601/
  367. «Тайна» как несформированная категория теории искусства и ее присутствие в творчестве Софии Губайдулиной //Софии – с любовью. К 80-летию Софии Асгатовны Губайдулиной. Материалы международной научно-практической конференции. НИЦ «Московская консерватория». Сб. 78. М.,2014. С.32-48.
  368. Сегодня ему было бы 50… [об А.Ю.Кудряшове, без подписи] //Российский музыкант. 2014, №5 (1316). С.3.
  369. Царение Музыки в Доме Mузыки: Спиваков и Мацуев играют романтиков. URL: http://www.mmdm.ru/about/news/news_13102014
  370. Вместо предисловия: Ида Губайдуллина. Исполнительский анализ Чаконы Софии Губайдулиной //Научный вестник Московской консерватории. 2014. №4 (19). С. 159-160.
  371. Базовые эмоции в музыке А.Шнитке //Musician classic. Альманах, посвященный 80-летию А.Г.Шнитке. 2014. №11-12.С.25-28.
  372. Возвышение красоты в период «безветрия»: опыт русских композиторов конца ХХ- начала XXI веков //Музыкальная наука в ХХ1 веке: пути и поиски. К 70-летию Российской академии музыки им. Гнесиных. Материалы Международной научной конференции 14-17 октября 2014 года. Отв. ред. Т.И.Науменко. М.: ПРОБЕЛ-2000,2015. С.138-146.
  373. Премьеры хора-юбиляра. Дирижирует Александр Соловьев //Муз. академия. 2015. №1. С.47-50.
  374. Музыкальная герменевтика, музыкальная семантика, музыкальное содержание: сравнение возможностей //Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2015. №1. С.20-28. http://e-notabene.ru/scnt/article_14794.html
  375. Понятие «интонация» в музыке: происхождение и развитие //Живое слово. Логос – голос – движение – жест. Сб. статей и материалов. Сост. В.В.Фещенко. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С.427-436.
  376. Дихотомия «звук-пауза» как фактор психологической активности //В высоте небес. О музыке Эдисона Денисова. К 85-летию со дня рождения (1929-1996). Материалы научно-практической конференции /ред.-сост. Е.О.Купровская. М: НИЦ «Московская консерватория», 2015. С.84-90.
  377. Приветствие коллегам. //Лаборатория музыкального содержания. Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2016. С.1.
  378. Опыт вхождения в теорию музыкального содержания //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №9 (часть 3). С. 442-446.
  379. Музыка и мироздание //Под знаком любви. Композитор София Губайдулина. К 85-летию со дня рождения. Казань, Центр современной музыки С.Губайдулиной, 2016. С.8-10.
  380. Эволюция концепций в крупных инструментальных произведениях С.Губайдулиной //Звуковые пространства Софии Губайдулиной. Материалы научно-практической конференции, Казань, 23 октября 2015 года/ Губайдулинские чтения. Сост. Л.Р.Монасыпова, Р.Г.Усеинова. Казань, Казанская гос. консерватория, Центр современной музыки С.Губайдулиной, 2016. С.7-20
  381. Семантическая глубина и фактор художественности в «Концерте-элегии памяти Славы Ростроповича» Е.Фирсовой //Проблемы музыкальной науки. 2016. №3(24). С.122-130.
  382. Додекафония может всё. Первая соната для скрипки и фортепиано А.Шнитке //Альфреду Шнитке посвящается.Вып.10. Юбилейный. М.:Композитор, 2016. С.127-134.
  383. Наша София //Российский музыкант. 2016. №8 (1337). С.4.
  384. Обогнала всех /рец. на книгу Е.Купровской/ //Муз. академия. 2016. №4. С. 94-97.
  385. Российскую музыку изучают в Китае //Муз. обозрение. 2017. №4-5. С.23.
  386. Становление курсов «Музыка как вид искусства» и «Теория музыкального содержания» в Московской консерватории. //История музыкального образования: новые исследования. Материалы международного семинара 6 сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования. М.-Пермь: 2017. С.137-146.
  387. «Музыка – это творчество интуитивное…» //Музыкальное обозрение. 2017. №7(414). С.25.
  388. Масштабный и важный труд //Музыкальное обозрение. 2017. №7 (414). С. 25.
  389. Борис Владимирович Асафьев: идеи на века //Электронный журнал ОТМ. 2017/2 (18). С.29-40.
  390. Музыкальная ритмология ХХ века //С.Рахманінов та культура України. С.Рахманінов: на зламі століть. Вип.14. Харьків, б/изд., 2017. С.30-49.
  391. Современность Николая Попова: новизна музыки, новизна миропредставления //Проблемы музыкальной науки. 2018. №1.С.120-130.
  392. Музыкально-теоретический актив Московской консерватории в мировой науке и практике//Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем. Сборник статей по материалам международной научной конференции к 150-летию Московской консерватории. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2018. С.158-172.
  393. Художественные установки в мультимедийном творчестве: Николай Попов и Тодор Пожарев (на примере «Martellato» и «Артра») //Научный вестник Московской консерватории. 2018. №3. С. 168-182.
  394. Методика анализа музыкальных эмоций //С.Рахманінов та культура України. С.Рахманінов: на зламі століть. Вип. 15. Харьків, 2018. С. 59-98.
  395. «Мыслечувствие» и творческий мир композитора. Е.Чигарева. Художественный мир Альфреда Шнитке //Музыкальное обозрение. 2019. №3. С. 19.
  396. О достижениях кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов за 25 лет //Инновационное пространство музыкальной науки и практика. Материалы международной научно-практической конференции к 25-летию кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской гос. консерватории им. П.И.Чайковского и юбилею В.Н.Холоповой. М.:ООО «ПКЦ Альтекс», 2019. С.5-14.
  397. Татарстан – столица мудрости. Интервью с А.Раджабовой //Казанская консерватория. Сайт. Новости. 15.10.2019.
  398. О Екатерине Давыдовне Аглинцевой //Минувших дней воспоминания. /Е.Д.Аглинцева и др./ сост. М.В.Юркова/. Рязань: изд. Ситников, 2019 С.99-101.
  399. Понятие «мультимедиа» в творчестве Игоря Кефалиди //Журнал Общества теории музыки (электронный). 2019. №4. С. 10-17.
  400. Мир диалогов в творчестве Софии Губайдулиной //Звуковые пространства Софии Губайдулиной. Губайдулинские чтения. Казань: Казанская гос. консерватория. Центр современной музыки Софии Губайдулиной, 2019. С. 8-20.
  401. Науменко Т. «Валя Холопова очень любит музыку…». Интервью, записанное в форме монолога //Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2020. №2 (33). С.5-10.
  402. Рецензия на книгу «Степан Максимов: Время. Творчество. Масштаб личности». Чебоксары: Фонд историко-культурологических исследований им. К.В.Иванова, 2002 //Проблемы изучения истории и теории музыки народов России. Чебоксары: ЧГИГН, 2020. С.263-265.
  403. Ю.Каспаров в свете теории Б.Асафьева («Something strange out the сage») //Музыковедение. 2020. №11. С.12-20.
  404. «Великая музыка возвышает, очищает и укрупняет человека». Интервью А.Небыковой с В.Н.Холоповой, проф. Московской гос. консерватории им. П.И.Чайковского, приуроченное к 85-летию педагога //Литературный проект «Pechorin.Net». 14.12.2020.
  405. Научное студенческое общество в 1950-е – начале 1960-х. Рассказывают Галина Григорьева и Валентина Холопова //Студенческое научно-творческое общество в истории Московской консерватории. М.: НИЦ «Московская консерватория». 2020. С. 21-29.


На иностранных языках

  1. Mehr Aufmerksamkeit dem Rhythmus! //Kunst und Literatur 1964 #12 S. 1324-1333. на нем. яз.
  2. Zur Rhythmik Prokofjews. //Musik und Gesellschaft 1970 #6 S. 372-381. на нем. яз.
  3. Nowe kompozycje E.Denisowa (1968-1969). //Res facta 1972 #6 на польском яз.
  4. Tonalnost a dodekafonie v houslevem koncertu Albana Berga.//Hudebni veda 1973 #4 . на чеш. яз.
  5. Russische Quellen der Rhythmik Strawinskys.//Musikforschung 1974 #4 S.435-446. <Русские истоки ритмики Стравинского> на нем. яз.
  6. Schnitke A.H. //MGG Bd. 16 . Kassel, Basel 1979.
  7. Slonimskij S.M. //MGG Bd.16 Kassel,Basel 1979.
  8. Tischtschenko B.J. //MGG Bd. 16 Kassel, Basel 1979.
  9. Tschaikowskij B.A.//MGG Bd.16 Kassel, Basel 1979.
  10. Denisov E. //The New Grove V.5 p.366. London 1980.
  11. Gubaydulina S.A. //The New Grove V.7 p. 781 London 1980.
  12. Dramaturgie und musikalische Formen in der Kantate "Nacht im Memphis'' von S. Gubaidulina.//Funfzig sowjetische Komponisten. Ed. Peters Leipzig Dresden 1984 S. 164-168. <Драматургия и музыкальные формы в кантате С.Губайдулиной "Ночь в Мемфисе">, фрагмент статьи на нем. яз.
  13. Rhythmische Organisation in der Musik Edisson Denissows.//Sowjetische Musik. Betrachtungen und Analysen./Akademie der Kunste der DDR. Arbeitsheft 37.Berlin 1984 S.120-128.<Ритмическая организация в музыке Э.Денисова>
  14. на нем. яз.
  15. Zum sinfonischen Denken Alfred Schnittkes (am Beispiel seiner 1. Sinfonie).//Sowjetische Musik. Betrachtungen und Analysen./Akademie der Kunste der DDR. Arbeitsheft 37. Berlin 1984 S.33-42.на нем. яз.
  16. Sophia Gubaidulina. //Music in USSR 1985 April-June p.86-88.
  17. Die Musik Anton Weberns.//Kunst und Literatur 1985 H.5 S. 684-701. Совм. с Ю. Холоповым. На нем. яз.
  18. Alfred Schnittke. //Kunst und Literatur 1988 H.2 S. 250-271.
  19. Strawinsky-Studien in der UdSSR.//Beiträge zur Musikwissenschaft 1988 #3 S.196-200. на нем. яз.
  20. Synthese von Westeuropaischem und Orientalischem.//Musik und Gesellschaft 1988 #10 S.527-529 на нем. яз.
  21. Sofia Gubaidulina,s Music.//Soviet literature /Moscow/ 1989 #3 p.181-185.
  22. Swiat muzyki Zofii Gubajduliny.//Literatura Radziecka /Moskwa/ 1989 #6 s.185-188. на польском яз.
  23. Walking Her Own Road. //Soviet Life /Moscow/ 1989 March p. 30-31. / о С.Губайдулиной/ на англ. яз.
  24. Der sinfonische Kosmos Sofia Gubaidulinas. //Sowjetische Musik im Licht der Perestroika.Duisburg Laaber 1990 S. 125-129. на нем. яз.
  25. Musikalische Rhythmusforschung.//Beiträge zur Musikwissenschaft 1990 #2 S.145-152.<Исследования по музыкальной ритмике в СССР> на нем. яз.
  26. Musik Anton Weberns in der UdSSR.//Beiträge zur Musikwissenschaft 1990 #1 S.42-45. на нем. яз.
  27. Per aspera ad astra. //Soviet Life 1990 December
  28. Puтм. //Сhinese Music 1990 #3 p.17,25, на китайском яз.
  29. Rodion Schtschedrin im Gesprach mit Walentina Cholopowa.//Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Duisburg Laaber 1990 S. 280-285. на нем. яз.
  30. Rodion Schtschedrins Werke der achtziger Jahre. //Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Duisburg, 1990, S. 221-227.<Произведения Р.Щедрина 80-х годов> на нем. яз.
  31. Gesprach mit Rodion Stschedrin.//Kunst und Literatur 1990 H.1 S.102-107 <Беседа с Родионом Щедриным> на нем. яз.
  32. Uber Prokofjews Kammermusik. //Internationales Musikfestival Sergej Prokofjew und zeitgenössische Musik aus der Sowjetunion.Stadt Duisburg 1990 S.256-261. на нем. яз.
  33. Witold Rudzinski: Nauka o rytmie muzycznym. Krakow 1987 PWM cz.I s.324 cz.II s.426. //Muzyka 1990 #1 s.102-109. на польском яз.
  34. Обзор по современной русской музыке (60-80-е годы). На китайском яз.//Art of Music.Журнал Шанхайской консерватории 1991 #2 p.42-53.
  35. Avant-garde et enseignement musical russe.//Marsyas /Paris/ #30 Juin p. 66-67.<Мировой авангард в зеркале российского музыкального обучения> на франц. яз.
  36. Die drei Wahrheiten Alfred Schnittke. // Alfred Schnittke zum 60. Geburtstag. Hamburg Sikorski 1994 S. 63-66. на нем. яз.
  37. "Forma emocjonalna" u Czajkowskiego. Proba postawienia problemu.//Muzyka 1994 #1 s.3-17.<"Эмоциональная форма " у Чайковского. Опыт постановки проблемы> на польском яз.
  38. Wie gelangt man in ein Schnittke-Konzert? //Alfred Schnittke zum 60. Geburtstag. Hamburg Sikorski 1994 S.181. на нем. яз.
  39. Zur Musiksprache in der Vokalwerken von Aribert Reimann. /О музыкальном языке Ариберта Раймана в его вокально-оркестровых произведениях.//Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland./Музыкальная культура в Федеративной Республике Германии.Kassel, Gustav Bosse Verlag 1994 S. 315-327, на нем. и русском яз.
  40. Boris Tishchenko: striking spontaneity against a rationalistic background.//Underground Music from the Former USSR.Amsterdam B.V. OPA 1997 p.51-65, 1- изд. //Ex oriente… - III. Eight Composers from the Former USSR. Verlag Ernst Kuhn - Berlin 2003 p. 23-53. 2-e изд., дополненное.<Борис Тищенко: рельефы спонтанности на фоне рационализма> на англ. яз.
  41. Secrets of the Moscow composition school in Vladislav Shoot,s "pure music". // Underground Music from the Former USSR. Amsterdam B.V. OPA 1997 p.189-202, 1-е изд. //Ex oriente… - III. Eight Composers from the Former USSR. Verlag Ernst Kuhn - Berlin 2003 p.103-127. 2-е изд, дополненное.<Секреты московской школы в "чистой музыке" Владислава Шутя > на англ. яз.
  42. Sergei Slonimsky: the impetus to innovation and cultural synthesis.//Underground Music from the Former USSR. Amsterdam B.V. OPA 1997 p. 36-50, 1-е изд. //Ex oriente...-II. Nine Composers from the Former USSR. Verlag Ernst Kuhn - Berlin 2003 p. 29-58. 2-е изд., дополненное. <Импульсы новаторства и культурный синтез в творчестве Сергея Слонимского> на англ. яз.
  43. The labyrinths of Roman Ledenyov,s creative work. //Underground Music from the Former USSR. Amsterdam B.V. OPA 1997 p. 128-143. 1-е изд. //Ex oriente…II. Nine Copmposers from the Former USSR. Verlag Ernst Kuhn - Berlin 2003 p.133-159. 2-е изд., дополненное. <Лабиринты творчества Романа Леденева> на англ. яз.
  44. Vierteltonsystem kontra Zwölftonhermetik. Viktor Suslin und Sofia Gubaidulina.//Positionen 37 .Beiträge zur neuen Musik. Nov. 1998.Berlin. S.37-40. <Четвертитоновая система против герметизма двенадцатитоновости. Виктор Суслин и София Губайдулина> на нем. яз.
  45. Symbolik in der Musik Sofia Gubaidulinas. //Symbol - die Suche nach dem Spirituellen in der sinnlichen Erscheinung./Dokumentation im Symposion am 12-13 Juni 1998 Goetheanum Dornach S. 35-42.<Символика в музыке Софии Губайдулиной> на нем. яз.
  46. Alfred Schnittke und die höheren Machte.//Musiktexte. Zeitschrift für neue Musik. Koln 1999 H.78 S.29-30. <Высшие силы Альфреда Шнитке> на нем. яз.
  47. Предисловие к книге: Леонид Любовски. Какво е музика. Добрич Музикална къща "Хармония" 1999 с.6-7, на болг. яз.
  48. "Steg" by Sofia Gubajdulina. //Sofia Gubajdulina Tonsfestival. The Programme Book, Stockholm 2000, p.60-61 <" Ступени" Софии Губайдулиной> на швед. яз.
  49. Gubaydulina, Sofiya Asgatovna. //The New Grove. Dictionary of Music and Musicians. V.10 2001, p.490-492.
  50. Shchedrin, Rodion Konstantinovich.//The New Grove. Dictionary of Music and Musicians. V.23. 2001, p.238-240.
  51. Suslin, Viktor Yevseyevich.//The New Grove. Dictionary of Music and Musicians. V.24. 2001, p.733.
  52. Die drei persönlichen Dramen des "Sonnenkindes" Prokofjew. //Sergej Prokofjew in der Sowjetunion. /Prokofjew-Studien, Bd. 1/. Verlag Ernst Kuhn.- Berlin 2004, S.61-89.< Три драмы солнечного Прокофьева> на нем. яз.
  53. Just a few words…//Mark Kopytman. Voices of memories. Essays and dialogues. Israel Music Institute 2004, p.245-246.<Буквально несколько слов…> на англ. яз.
  54. Prokofjews Sechste Symphonie: ein Werk gegen sozialistischen Realismus. //Schräg zur Linie des Sozialistischen Realismus? Prokofjews spätere Sonaten sowie Orchester- und Bühnenwerke. Prokofjew-Studien, Bd. 3. Verlag Ernst Kuhn - Berlin 2005 S.39 - 59.<Шестая симфония Прокофьева: против линии социалистического реализма > на нем. яз.
  55. Некласiчнасць у музыцы i музычным мысленнi //Весцi НАН Беларусi 2006 №1. <Неклассичность в музыке и музыкознании> на белорус. яз.
  56. The cult of Rachmaninoff in Kharkiv //Rachmaninoff Society Newsletter. 2011. October. P.7-8.
  57. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. На кит. яз./ //Journal of the Central Conservatory of Music. 2011. №3. P.111-118. /2011. №4. P.132-138. То же на англ. яз. Specialized and Non-Specialized Musical Content //Philarmonica. International Music Journal. 2014. №1. Р. 4-12.
  58. Russian Researchers of the Theory of Musical Content. //43rd World conference of ICTM, Astana 16-22 July 2015. <Русские исследования по теории музыкального содержания. Доклад, презентация> на англ. яз.
  59. Три стороны музыкального содержания//Music Research. 2016. P.88-89. На кит. яз.
  60. Музикалната ритмология на ХХ век. Основни принципи //Съвременно музикално мислене: композиция, медиация, посоки в ХХI век. София, изд. на БАН «Проф. Марин Дринов», 2019. С.127- 140 (на болгарском яз.).
  61. Академическое мультимедиа в России первых десятилетий ХХ1 века на примере Игоря Кефалиди и Николая Попова //Music Research. 2020. №6. Р.128-137. На кит. яз.